Арендатор.ру


С. Казинец, Партнер юридической фирмы «Авелан», комментирует инициативу московских властей о создании "черного списка" недобросовестных строительных компаний.

Мэрия Москвы создает «черный» список недобросовестных строительных компаний, которые больше не смогут претендовать на контракты с городом. Чиновники ужесточили правила работы по госзаказу после того, как мэр Сергей Собянин в конце мая раскритиковал группу СУ-155, принадлежащую экс-чиновнику стройкомплекса Москвы Михаилу Балакину. О том, как это отразится на деятельности застройщиков, рассуждали наши эксперты.

К чему ведет новая строительная политика властей?

Андрей Поздеев, старший консультант департамента оценки бизнеса и инвестиционных проектов консалтинговой группы «НЭО Центр»

На первый взгляд может показаться, что политика властей Москвы направлена на упорядочение работы строительных компаний в городе. Однако уже не раз бывало так, что кампании по «соблюдению законности» в той или иной сфере вели, скорее, к переделу рынка, нежели к главенству закона.

Марина Краснобаева, юрист юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры»

Полагаем, что данная инициатива Правительства носит скорее общественно-политический характер. С юридической точки зрения, действия Правительства Москвы выглядят малоперспективными. Компании, которые планируется внести в список, чаще всего являются участниками крупных девелоперских, строительных холдингов, в которые помимо данных конкретных компаний, входят десятки фирм. Достаточно перевести производственные мощности и персонал в другую или другие компании и формальный запрет на участие в конкурсах преодолен.

Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty

На самом деле эту политику властей новой назвать нельзя, список недобросовестных компаний существовал всегда. Вопрос в том, что госзаказы, как правило, выигрывают подрядчики, предложившие наименьшую цену, но при этом зачастую они не обладают, ни достаточным количеством рабочих, ни техники. Когда такая компания срывает выполнение строительных работ, то автоматически попадает в черных список. Названные претенденты на попадание в черный список – это субподрядчики, не играющие большой роли на рынке.

Сергей Чагин, заместитель директора департамента инвестиционных продаж компании NAI Becar

Как и все инициативы нового правительства, это мера должна поспособствовать улучшению качества оказываемых подрядчиками услуг, сокращению сроков реализации проектов и общему структурированию рынка коммерческой недвижимости.

Сергей Казинец, партнер юридической фирмы «АВЕЛАН»

В целом, нынешняя инициатива московских властей разумна и направлена на удаление со столичного рынка недобросовестных строителей. Все это вписывается в общей государственный курс на модернизацию и борьбу с коррупцией.  Подобные действия московских властей на определенный срок ограничат участие в бюджетных проектах, т.к. сведения в реестре недобросовестных подрядчиков по закону должны содержаться в течение двух лет.

Какие последствия грозят застройщикам?

Марина Краснобаева

Включение подрядчиков в реестр ФАС фактически означает, что Правительство Москвы будет не вправе заключать с указанными компаниями договоры на выполнение любых подрядных работ для города. Если компания специализируется именно на таких работах, естественно, для нее данные меры приведут к ощутимым убыткам и потерям.

Андрей Поздеев

Владельцы указанных компаний могут с формальной точки зрения обойти попадание в «черный список», создав новое юридическое лицо. Весь вопрос, поможет ли подобная «хитрость» им работать дальше в Москве?

Алексей Могила

Без комментариев.

Сергей Чагин

Больше всего пострадают застройщики, ведущие на данный момент какие-то строительные работы. Помимо репутационных рисков они могут также понести финансовые убытки.

Сергей Казинец

Этот список носит рекомендательный характер, который в будущем не позволит компаниям, попавшим в этот список, получать новые заказы от городского руководства. Разрыв же существующих контрактов может быть весьма плачевен, вплоть до банкротства. Учитывая то, что контракты расторгнуты через суд, у компаний могут быть большие проблемы с подрядчиками.

Какие меры намеренно предпринимать государство, чтобы отслеживать нерадивых подрядчиков?

Марина Краснобаева

Об основаниях попадания в данный реестр пока говорить сложно. Скорее всего туда будут включаться компании, с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке по инициативе Правительства Москвы за нарушения проекта, сроков выполнения работ и т.д, а также компании, которые не достроили объекты вообще и Правительство вынуждено было их достраивать силами других подрядчиков. ФАС вынуждена будет отслеживать участников (бывших и нынешних) юридических лиц, которые претендуют на заключение контрактов с Правительством Москвы, а также устанавливать их реальных владельцев. Очевидно, что данные мероприятия требуют огромных затрат и главное - политической воли. Не секрет, что в строительном бизнесе Москвы представлены интересы крупных федеральных и городских чиновников. В любом случае, ведение такого реестра, само по себе, никак не улучшит качество подрядных работ, выполняемых для города.

Андрей Поздеев

Несмотря на то, что формально менеджмент и/или владельцев компаний, допустивших нарушения в рамках выполнения строительных подрядов, можно привлечь к ответственности, в реальности это сделать практически невозможно. Действенными мерами по снижению уровня злоупотреблений в стройиндустрии могли бы быть общественные нормы и правила, способствующие уходу нечестных людей из бизнеса. Однако пока в нашей стране потеря репутации ничем не грозит. Можно сколь угодно долго составлять «черные списки», усиливать репрессивную составляющую против действий компаний-нарушителей, но эффективность мер будет оставлять желать лучшего. Пока деятельность компаний не будет регулировать гражданское общество, любые меры государства будут ситуативны, краткосрочны и малоэффективны.

Алексей Могила

Таких данных нет, учитывая, что за последнее время в Москве не  было выдано ни одного разрешения на строительство, трудно о чем-то говорить, власти взяли паузу, пока ничего не происходит в принципе.

 Сергей Чагин

Трудно предположить: можно отслеживать деятельность одной компании, а на деле все работы может выполнять совершенно другая организация.

Сергей Казинец

В законе действительно есть такая мера по внесению компаний в список недобросовестных поставщиков, последствием чего является недопуск таких подрядчиков к участию в тендерах. Это законно. Кроме того, эта мера установлено уже давно. Притом, что п. 6 ст. 19 ФЗ 94 установлена обязанность, а не право, заказчика направлять сведения в антимонопольную службу сведения о подобных подрядчиках. Внесение в подобный список является достаточно действенной мерой еще и потому, что список недобросовестных поставщиков (подрядчиков) является публичным и висит на сайте в открытом доступе, так, что любой желающий может проверить своего потенциального контрагента на наличие его в таком списке и сделать выводы.

Источник: Арендатор.ру