Арендатор.ру


Старший юрист «Авелан» Е. Зварин об инициативе властей строить индустриальные парки в Ленинградской области.

Инвестиционный совет при губернаторе Ленинградской области решил привлечь бизнес к строительству индустриальных парков в регионе. Естественно, главным катализатором для девелоперов всегда является государственная поддержка в виде финансовых преференций. Именно её и готовы предложить местные чиновники всем желающим подтолкнуть регион к индустриальной «революции».

Так, на очередном заседании областного Инвестиционного совета, представителям бизнеса и экспертного сообщества продемонстрировали проект закона «О мерах государственной поддержки развития индустриальных парков в Ленинградской области».

Льготы в студию

Законопроект предполагает предоставление государственной поддержки организациям, осуществляющим деятельность по развитию индустриальных парков, в виде налоговых льгот и льготной ставки на арендную плату за землю, а также предоставление льготной ставки на арендную плату за землю, где планируется создание индустриального парка. Законодатель уже предполагает льготы, которые будут предоставляться на 4 года.

Евгений Зварин, старший юрист юридической фирмы «АВЕЛАН», отмечает, что при этом, в течение 6 лет с момента присвоения статуса индустриального парка, организация сама сможет выбрать этот четырехлетний период. Вместе с тем льгота по аренде будет разбита на три части в течение шести лет: в первые два года она составит 30% от полной суммы, в последующие два года – 60%, а на последнем этапе – 90%. Безусловно, это будет интересное предложение для бизнес-сообщества, так как основным бременем на бизнес приходится арендная плата и налоги», - заключил эксперт.

Тем не менее, несмотря на все положительные факторы нового законопроекта, стоит отметить, что данные послабления сопоставимы с другими преференциями, предоставляемыми девелоперам в регионе: ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а ставка по налогу на имущество — до 0%.При этом не каждому девелоперу льготы будут гарантированы.

Майя Петрова, советник, руководитель практики «Недвижимость, Строительство и Девелопмент» юридической фирмы «Борениус», говорит о том, что для получения данных льгот инвестору, развивающему проект индустриального парка, необходимо будет получить соответствующий статус. Также площадь парка должна составлять не менее 10 гектар, а для восточных районов (Подпорожского, Лодейнопольского и Бокситогорского) законопроект устанавливает площадь парка 3 гектара.

Члены Инвестиционного совета уже поддержали проект, отметив, что закон сегодня особенно актуален – в регионе активно развиваются промышленные зоны. В ближайшее время он будет направлен на согласование с Правительством Ленинградской области, после чего его вынесут на обсуждение в Законодательном собрании.

Больше льгот - больше инвесторов

Стоит ожидать, что данный законопроект после вступления его в силу действительно поспособствует привлечению в регион девелоперов и инвесторов, занимающихся реализацией проектов по строительству индустриальных парков. Тем более закон особенно выгодно выглядит в сравнении с инвестиционной политикой властей Санкт-Петербурга.

По мнению Леонида Захарова, руководителя отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, шаги, предпринимаемые в последние годы правительством Ленинградской области для развития индустриального сегмента, выгодно выделяются на фоне действий администрации города. Разрабатываемый законопроект является развитием и дополнением к уже действующему законодательству, обеспечивающему льготы для резидентов индустриальных парков.

«Новые промышленные мощности обеспечивают приток налоговых отчислений и позволяют решить проблему занятости населения, которая для Ленинградской области более актуальна, нежели для Санкт-Петербурга. В связи с этим различные регионы конкурируют за привлечение индустриальных парков и индустриальных кластеров на свою территорию. Налоговые льготы на этапе строительства и начала функционирования как для девелоперов парков, так и непосредственно для резидентов, безусловно, должны стимулировать девелоперскую активность. Для девелопера важны обе категории данных льгот: первые напрямую улучшают финансовый результат их деятельности, вторые - увеличивают шансы привлечения наиболее интересных и крупных резидентов и сокращают общий срок реализации проектов индустриальных парков, которые ввиду своей специфики являются долгосрочными», - резюмировал Леонид Захаров.

С этим согласен Александр Артюхов, генеральный директор девелоперского направления ГК «Аури», который отмечает, что любые совместные проекты бизнеса и государства — это уже успех. Инвесторов, развивающих подобные проекты, единицы. В данном случае поддержка правительства более чем уместна и позволит продолжить планомерную работу по созданию индустриальных парков. Тем более что рынок индустриальных парков Ленинградской области и так активен. Резиденты формируются по отраслевым признакам и т.п., данный шаг правительства позволит закрепить и упрочить начатые передовые процессы на российском рынке. По сути, создается правовая платформа, на которую спокойно могут опираться иностранные инвесторы. Бизнес может также, в свою очередь, предоставлять выгодные условия для резидентов индустриальных парков.

Михаил Тюнин, руководитель департамента складской, индустриальной недвижимости и земли Knight Frank St Petersburg, указывает на то, что необходимость регулирования развития ИП давно назрела: «Предложенные меры стимулирования однозначно являются ощутимыми для инвесторов. Преференции, на наш взгляд, вызовут серьезный резонанс и активизируют игроков и участников рынка. Эти меры, как минимум, необходимы, и на данном этапе развития я рассматриваю их как достаточные. Основной стимул для УК - дать возможность извлекать прибыль от деятельности - в настоящем аспекте они ее имеют», - отметилМихаил Тюнин.

И у плюсов есть минусы

Однако эксперты сходятся во мнении, что данный законопроект — лишь отправная точка на пути развития индустриальных парков в регионе. Несмотря на все плюсы указанных властями преференций, они лишь компенсируют бизнесу небольшую часть расходов, общая сумма которых достаточно велика, в связи с чем с ИП инвесторы работают без особого энтузиазма. Кроме того, несмотря на улучшения в финансовой стороне вопроса, бизнес пугают и множественные административные барьеры, которые элементарно не позволяют девелоперам выйти на площадку.

Леонид Захаров считает, что, касательно непосредственно налоговых льгот для девелоперов, которые должны появиться после принятия разрабатываемого закона «О мерах государственной поддержки развития индустриальных парков в Ленинградской области», то они, безусловно, являются положительным моментом для развития индустриального сегмента. Тем не менее, необходимо отметить, что срок 4-6 лет недостаточен для реализации большинства проектов в формате индустриальных парков. Таким образом, льготный период будет распространяться только на часть срока реализации. «Мне кажется целесообразным пролонгировать льготный период до 10 и более лет. Кроме льгот по арендной плате на землю целесообразно предусмотреть также льготы по земельным участкам, находящимся в собственности», - говорит Леонид Захаров.

В свою очередь, Михаил Тюнин подчеркнул, что здесь важно посмотреть на ситуацию с разных сторон: по замыслу статус индустриального парка присваивается после разработки ППТ, то есть по факту уже должен быть генплан поселения, ПЗЗ, а земля должна быть переведена из сельскохозяйственного назначения. Но это вызывает некоторые вопросы, так как именно на этом этапе лежат основные административные барьеры. В данном вопросе ощутимую помощь может оказать Ассоциация индустриальных парков, которая уже имеет ряд существенных наработок.

Совокупность законов

Стоит отметить, что данный закон будет работать в тандеме с другими решениями властей, которые уже так или иначе повлияли на инвестиционный климат Ленинградской области.

Так, Майя Петрова напомнила, что сейчас действует целый ряд законов, предоставляющих льготы для инвесторов. Закон ЛО от 19 июля 2012 года № 65-оз «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельной категории налогоплательщиков - организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области» устанавливает снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, с 18% до 13,5% для инвесторов, вложивших на территории Ленинградской области в развитие бизнеса в течение трех лет не менее 1 млрд. рублей. Налогоплательщик вправе пользоваться льготой в течение пяти налоговых периодов при условии, что он не снизит платежи, подлежащие зачислению в областной бюджет.

Закон Ленинградской области от 25 ноября 2003 года № 98-оз «О налоге на имущество организаций» освобождает инвесторов от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта (и не входившего в состав налогооблагаемого имущества на территории Ленинградской области до начала реализации инвестиционного проекта):- на срок фактической окупаемости инвестиционных затрат, но не более срока окупаемости, предусмотренного бизнес-планом инвестиционного проекта;- на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат.

«Наконец, действует принятый 22 июля 1997 года закон Ленинградской области № 24-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области». Согласно закону, режим наибольшего благоприятствования предоставляется инвесторам на весь срок окупаемости инвестиций и на двухлетний период после окупаемости инвестиционного проекта», - заключила Майя Петрова.

Всё это вкупе, несомненно, усилит интерес инвесторов к Ленинградской области. Естественно, что принятые меры не должны быть окончательными и законам придется эволюционировать вместе с ростом бизнеса. Однако основы для развития региона уже заложены.

 Автор: А. Мошков

Источник: Арендатор.ру