Газета "ЭЖ-Юрист"


Статья Партнера юридической фирмы «Авелан» В. Лазебного о т.н. "дачной амнистии".

Государственной Думой 15 февраля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии и картографии» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». 

Закон касается порядка реализации так называемой «дачной амнистии». Безусловно, граждан в первую очередь будет интересовать вопрос о том, каким образом принятые изменения повлияют на их возможность оформить свои дачи, сады-огороды, гаражи и дома в собственность в упрощенном порядке. Ведь именно этот вопрос была призвана решить «дачная амнистия», осуществление которой вызвало многочисленные споры и до сих пор сопряжено с решением многочисленных проблем, многие из которых связаны со значительными затратами на кадастровые работы по земельным участкам.Так что же в итоге меняется? К сожалению, следует констатировать, что по большому счету изменения вряд ли можно назвать существенными для граждан.Принятый закон лишь уточняет те положения, которые уже были закреплены в действующем законе о «дачной амнистии» и касались помощи гражданам со стороны органов власти в легализации своей собственности. В частности, ст. 12 Закона № предусматривала право органов власти всех уровней (федеральных, региональных и местных) организовывать и финансировать кадастровые работы для проведения гражданами или по их заявлению кадастрового учета земельных участков по указанные цели. Органы местного самоуправления могли выступать в роли своего рода «стряпчих», помогая гражданам по их заявлениям или доверенности и в кадастровом учете, и в регистрации прав на участки и недвижимость на них. Более того, они были вправе принимать меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам.Однако данные нормы были сформулировано настолько витиевато и неясно, что вызвали проблемы с их применением не столько у граждан, сколько у самих органов власти, что и привело к внесению комментируемых изменений.Действительно, перечень действий, которые могут совершить органы власти в рамках помощи гражданам по «дачной амнистии», стал достаточно понятным и логичным. Он включает следующие полномочия:

  • прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
  • заказ кадастровых работ на основании заявлений граждан;
  • подача заявления и других документов о проведении кадастрового учета земельных участков и находящихся на них ОКС;
  • получение кадастровых паспортов указанных объектов недвижимости и других документов и передача их гражданам,
  • подача от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных необходимых для осуществления такой государственной регистрации документов в регистрирующий орган, получение свидетельств о государственной регистрации прав и (или) иных документов, передача их гражданам.

Все эти действия орган власти может делать просто на основании заявления гражданина (сейчас предусмотрена еще и доверенность, но принятый закон ее исключает).Следует обратить внимание на то, что закон по-прежнему не обязывает органы власти совершать все эти действия по заявлениям граждан, а предоставляет только право на это. Что это означает на практике? Как известно, кадастровые работы требуют затрат. Их заказ в пользу граждан при реализации данного положения закона должен финансироваться из соответствующего бюджета (в этом, собственно, и заключается реальная помощь людям). Отсюда вывод: станут ли органы власти использовать право помогать гражданам, подавшим заявления на проведение кадастровых работ, во многом будет зависеть и от возможностей местных бюджетов, которые, как известно, невелики, и от подготовки местных специалистов (не говоря уже о желании представителей власти все эти действия совершить).Еще один важный момент: принятый закон уточняет, в какие именно органы власти нужно обращаться за указанной помощью, что по действующему закону не совсем ясно. Итак, все перечисленные действия могут совершать те органы власти, которые распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности. В основном, это органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, которым государство поручило распоряжаться землей, не оформленной еще в собственность федеральную, региональную или муниципальную (такая земля называется не разграниченной государственной, и именно на ней, как правило, находятся участки граждан, которые нужно оформить).Таким образом, если участок находится на территории поселения, обращаться за помощью нужно в администрацию района. В городском округе, который является центром региона (его столицей), вполне возможна ситуация, когда государственной землей распоряжается не местная администрация, а региональные власти, если в конкретном регионе принят такой закон. Поэтому возможно за помощью придется обращаться к ним.Кроме того, принятым законом предусмотрена временная (до 01.03.2013) возможность получения данных федерального картографо-геодезического фонда, необходимых для проведения кадастровых работ, в федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Росреестру.

Автор: В. Лазебный 

Источник: Газета "ЭЖ-Юрист" #8, 2012