ФИНАМ.инфо


Статья Партнера юридической фирмы «Авелан» В. Лазебного о законодательстве в ЖКХ.

Особый интерес представляет коллективный (общедомовой) прибор учета, установку и ввод в эксплуатацию которого осуществляет управляющая компания.

До этого собственникам помещений в многоквартирном доме предстоит принять решение о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Впоследствии любой потребитель в течение 3 рабочих дней может получить письменную информацию о суммарном количестве коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а также предоставленных на общедомовые нужды. Опять очевиден плюс – общедомовые приборы учета дают возможность жильцам узнать, переплачивают они за коммунальные услуги или нет. Но тут же возникают и вопросы. Сравнив показания на входе в дом с показаниями домовых приборов, сразу видно, где в трубах течь, оплачивать которую придется жильцам. Значит, не обязав первоначально коммунальные службы привести в нужное состояние внутридомовое оборудование, правительство решило сделать это очередной головной болью населения. 

Теперь плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме будет включать плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (независимо от того установлен общедомовый прибор учета или нет). Кроме того, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды будет рассчитываться для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений. В платежном документе данные виды платы должны выделяться отдельной строкой. Быть или не быть приборам учета вопрос времени, так как их обязательную установку требует от жильцов закон об энергоэффективности. Согласно этому документу в 2012-2014 годах граждане должны сначала перейти на общедомовые, а потом на индивидуальные приборы учета.

Правила содержат подробные формулы расчета размера платы за коммунальную услугу, доступные даже тем, кто не знаком с математикой. Но не надо быть профессиональным юристом, чтобы понять – в каждом установленном требовании качества и состава коммунальной услуги есть скрытые криминогенные возможности и для управляющей компании, и для ресурсоснабжающих организаций, и для других заинтересованных и нечистых на руку лиц. Ведь как говорится в английской пословице "не вор делает дырку в заборе, а дырка в заборе делает вора". Попробуйте, например, самостоятельно определить (почувствовать) отклонение температуры воды или отопления на три градуса, а ведь каждый градус – это деньги. Пресловутые ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие требования законодательства о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг, не поддаются исчислению, что фактически делает систему ЖКХ и ее услуги закрытыми для населения, ведь простому гражданину практически невозможно проконтролировать эту сферу. Безусловно, Правила внесли некоторую ясность, но дополнительные акты тут же ее размыли. Или, казалось бы, понятная оплата по счетчикам в квартире. Но ведь существуют еще и общедомовые расходы и тоже по формуле. Только в этой формуле не учитывается, у кого из жильцов есть счетчики, и они платят за реально потраченную воду, а кого счетчиков нет, жильцов больше, чем заявлено в платежном документе, и тратят они, естественно, больше, но платят по нормативу меньше. Значит, за их расходы придется платить всем домом? Так, зачем же счетчики? Выгоднее обойтись без них, все равно потраченную и незафиксированную воду раскидают по всем жильцам. Этот вопрос не возник, если бы квартирные счетчики в обязательном порядке устанавливали все. 

В своих выступлениях Д.Медведев постоянно обращается к проблеме ЖКХ и к необходимости ее скорейшего решения, так как "через 5-7 лет наступит катастрофа". Чтобы изношенные старые фонды предоставляли коммунальные услуги необходимого качества, их нужно привести в нормативное состояние, а для этого, по словам министра регионального развития Виктора Басаргина, требуется более 6 трлн руб., таких средств у государства нет. Более того, именно В. Басаргин считает, что "сегодня нет смысла ставить вопрос о государственном финансировании в полном объеме. Поэтому главная задача на сегодня, которую необходимо решить, это привлечение частных инвестиций, включая средства населения". Эту позицию разделяет и Президент РФ, предлагающий искать деньги на ЖКХ "самые разные, не только федеральные, не только региональные, но и бизнес развивать, наших граждан стимулировать". Однако и новые Правила предоставления коммунальных услуг, и новый Жилищный кодекс, возлагают эту проблему на собственников. Механизм, в котором были бы задействованы другие силы и средства пока не найден, а следовательно, жильцы должны сами решать, откуда брать деньги и для реформирования, и для обязательной оплаты услуг ЖКХ. 

Автор: В. Лазебный

Источник: ФИНАМ.инфо