ФИНАМ.инфо


Партнер юридической фирмы «Авелан» С. Казинец о градостроительном законодательстве РФ в 2011 году.

Градостроительное законодательство РФ в 2011 году претерпело ряд важных изменений.

К самым существенным градостроительным изменениям можно отнести следующие.

Закон уточняет понятия «реконструкция», «капитальный ремонт» и «парковка» 

Закон разделил реконструкцию и капитальный ремонт. Изменение производственной мощности и качества инженерно-технического обеспечения больше не считается реконструкцией. К ней относится изменение высотности, этажности, объема и площади объекта, а именно - надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. 

Замена и (или) восстановление не несущих строительных конструкций или их элементов, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и их элементов является капитальным ремонтом. Если в несущих конструкциях заменяются только отдельные элементы, при этом они заменяются на аналогичные или иные улучшающие их показатели элементы или если эти элементы восстанавливаются – это также капитальный ремонт.

Специально определяется реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Если работы на линейном объекте не затрагивают эти характеристики – это будет капитальный ремонт (ФЗ-215 от 18.07.11). 

Закон определил, что такое «парковка (парковочное место)»: это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ).

Также с прошлого года упрощается процедура выдачи разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ). 

На капитальный ремонт не надо получать разрешение на строительство

С 1.07.2012 для получения разрешения на строительство можно не представлять правоустанавливающие документы на земельный участок, если они есть в ЕГРП, а также градостроительный план и разрешение на отклонение от параметров разрешенного строительства (если оно выдавалось), так как эти документы должны представляться теми органами власти, которые их выдали, по запросу органов выдающих разрешение. Неполучение этих документов не должно быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Для получения разрешения на ввод можно не представлять правоустанавливающий документ на землю, градплан, разрешение на строительство, заключение ГСН; остальные документы также могут не представляться, если они находятся в распоряжении органов власти.

Определен срок разрешения на строительство в зависимости от прав на землю: действие разрешения прекращается в 30-дневный срок с момента прекращения прав на землю или недра. При переходе прав на землю, недра, при образовании новых участков действует разрешение, выданное прежнему владельцу участка; новые владельцы должны сообщить о переходе права в уполномоченные на выдачу разрешений органы для внесения в него изменений. 

Стало ясно, кто выдает разрешения на строительство на территориях, где не применяются градостроительные регламенты: в особых экономических зонах, особо охраняемых природных территориях, на участках недр, на объекты культурного наследия, атомной энергетики, гидротехники, а также в зависимости от протяженности объекта (раньше существовала путаница в полномочиях органов власти, выдающих разрешения на такие объекты). Перечень уполномоченных органов обозначен в законе. 

Внесены изменения в порядок проведения госстройнадзора

Надзор за капремонтом проводиться не должен. Застройщик может не представлять в надзорный орган копию разрешения на строительство, проект и заключение экспертизы - орган надзора их запрашивает самостоятельно в уполномоченных органах после получения извещения о начале работ.

Органы ГСН действуют не по ежегодному плану проверок, а по программе, которая строится с учетом поступивших извещений о начале работ. Если ГСН получил информацию о нарушении, он может провести выездную поверку, не уведомляя об этом нарушителя. Проверки также проводятся по истечение срока предписания, по требованию прокурора.

Предусмотрены особенности проверок СРО: они должны планироваться по истечении года с момента внесения СРО в реестр, а также истечении 2 лет с момента проведения последней проверки, внеплановые поверки СРО могут проводиться по истечении срока предписания, по информации о нарушениях и по требованию прокурора.

Автор: С. Казинец

Источник: ФИНАМ.инфо